АПК: регуляторные итоги года

Февральский шок, мартовская надежда, летние ожидания выборов, осеннее-зимнее разочарование от не проведенных реформ… Начнем с плохого. 2014 год начался и закончился вопросом налогообложения АПК. Все те же аргументы, все та же неясность до последнего дня. То, что правила игры на основном экспортном рынке страны устанавливаются за три дня до нового года (причем существенно ухудшаются) – более чем ненормально.

Итак, НДС экспортерам зерна возвращать не будут, по крайней мере, в І квартале. С 1 января фиксированный сельскохозяйственный налог возрос в 20 раз. Кроме того, с 1 января введена импортная пошлина на средства защиты растений, семена, минеральные удобрения, сельхозтехнику и запчасти, которые уже и так существенно подорожали из-за обесценивания гривны.

На данный момент точно неизвестно, какой будет финальная версия закона о трансфертном ценообразовании, не будет ли в самом деле введено налогообложение недвижимости, используемой для сельхозпроизводства, ведь многие поправки вносились «с голоса».

Министерство аграрной политики в этом году вело себя плохо. Если по итогам 2013-го мы поставили Николаю Присяжнюку «двойку», то за 2014-й и Игорь Швайка получает ту же оценку. Фактически, год потерян, ничего путного или принципиально нового не сделано. Не будем раздавать авансы и новому министру Алексею Павленко – для начала нужно увидеть, какие шаги будут реально предприняты.

Как и в других отраслях, запрос на реформы в ушедшем году был удовлетворен слабо. Частично это было связано с приоритетом рассмотрения военных законов над остальными, частично – с выборами и общим настроем прошлой Рады (мы помним, как даже самые важные законопроекты набирали 226 голосов далеко не с первой попытки).

Однако в уходящем году был и позитив. Депутатам удалось реализовать ряд дерегуляционных инициатив: отменены сертификация зерна и зернохранилищ, разрешения на вывоз зерна за пределы областей, обязательный государственный техосмотр сельхозтехники. Да и коалиционное соглашение получилось неплохим. Есть мнение, что оно недостаточно реформаторское, но на то оно и является коалиционным – в него не вошли идеи, которые не подходят кому-то из участников коалиции. И главная задача Рады на сегодняшний день – реально его выполнить, это уже немало.

Аграрный комитет новой ВР усилился представителями агросектора, однако пока неясно, будет ли он работать так же слаженно и продуктивно, как и комитет прошлого созыва. В свое время благодаря этому удалось заблокировать немало вредных рынку законопроектов и откровенных глупостей.

Депутатам крайне важно иметь некий «иммунитет» против лоббизма со стороны чиновников, которые уже не раз демонстрировали, как хорошо они умеют испортить любую реформу, внося в законопроекты многочисленные правки и тормозя попытки сделать украинское законодательство простым и однозначным. К примеру, падающее знамя коррупционной Госсельхозинспекции подхватило другое ведомство – Госветфитослужба. Именно от нее зависит, уйдет ли, к примеру, корабль с зерном в срок или будет простаивать, принося собственнику товара десятки тысяч долларов убытков. Однако настрой у депутатов боевой, так что вполне возможно, что все нехорошее, включая Госветфитослужбу, останется в уходящем году.

Вообще, нардепам предстоит серьезно потрудиться: реализовать-таки планы по децентрализации власти, решить, наконец, проблему регистрации договоров аренды, забрать у чиновников право вмешиваться в такие вещи, как севооборот, и соблюсти баланс между европейским законодательством и интересами украинских товаропроизводителей.

Ну, а если линия экономической политики Кабмина не на словах, а на деле останется прежней – захватить лидерство на глобальном рынке продовольствия, нам всем придется приложить еще больше усилий. Впереди интересный, хотя и очень непростой год!

Post Navigation