Как освободить аграрный бизнес от диктата чиновников

В минувшую среду в Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 4493а «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования правового регулирования аренды земли». Он призван упростить ведение сельскохозяйственной деятельности и стимулировать рациональное пользование сельхозземлями. Об особенностях этого закона и о том, чем именно он поможет украинским аграриям, рассуждает глава Украинской аграрной ассоциации Владимир Макар.

Начну с цитаты грузинского реформатора Кахи Бендукидзе, советника президента Украины, который 26 июля заявил: «У вас чудовищно раздут госаппарат. Я даже не слышал, чтобы какие-то такие вещи регулировались где-то еще. Например, в Украине регулируют севооборот. Вот посеяли свеклу, после нее еще нужно сеять кукурузу и фасоль, но это у вас определяет не человек, который на земле работает, а специальный государственный орган».

Должен констатировать, что Бендукидзе прав. Мы по-прежнему живем в королевстве кривых зеркал, где благими намерениями прикрыты коррупция, остатки советских норм и откровенная глупость.

Несмотря на все скандалы, на полную дискредитацию, наши чиновники по-прежнему считают себя, образно говоря, кастой жрецов, обладающих тайным знанием, а сельхозпроизводителей — неразумными детьми. И лишь чиновник может указать им дорогу. В нашем случае — согласовать документ с долгим названием «проект землеустройства, обеспечивающий эколого-экономическое обоснование севооборота». В результате — очереди, коррупционные риски, потеря времени. В некоторых странах устанавливаются требования властей к севообороту. Если фермер выполняет требования — получает дотации. Иногда действует запрет выращивать одну и ту же культуру два года подряд. Но таких жестких норм севооборота, как у нас, нет ни в одной цивилизованной стране мира: за нарушение правил — штрафы, запреты, санкции.

Это недоразумение пора ликвидировать, что мы и предлагаем сделать. От того, что аграрий не будет согласовывать проект севооборота, никакой катастрофы не произойдет. Агроном от севооборота не откажется, как не откажется хирург от скальпеля, таксист от автомобиля — это рабочий инструмент, и чем качественнее он у тебя, тем лучших результатов ты достигнешь.

Несмотря на полную дискредитацию, наши чиновники по-прежнему считают себя, образно говоря, кастой жрецов, обладающих тайным знанием, а сельхозпроизводителей — неразумными детьми.
Есть и вторая проблема, которую хочу затронуть. Несмотря на постепенное увеличение среднего срока аренды земель, каждый второй земельный пай в нашей стране все еще сдается на краткосрочный период. Это плохо и для земли, и для бизнеса. Краткосрочная аренда не стимулирует арендаторов следить за плодородием почвы, ведет к истощению земель, вовлекает в сферу агропроизводства случайных людей. Она не позволяет строить долгосрочные планы, и это притом что в условиях действия моратория на продажу земли именно аренда играет главенствующую роль в сельском хозяйстве. Поэтому мы предлагаем закрепить в Земельном кодексе минимальный срок аренды земель сельхозназначения — семь лет.

Этот вариант коррелирует с некоторыми популярными севооборотами и психологически удобен — он ненамного превышает привычный для многих землевладельцев период в 4-5 лет. Аграрии верят, что минимальный срок аренды земель будет выступать саморегулятором. Фактически, речь идет о том, чтобы стимулировать рациональное использование земель экономическими методами.

Важно, что законопроект не отменяет действующие нормы Гражданского кодекса (статьи 651-653 и др.), которые защищают собственников земельных паев, однозначно регулируя вопросы расторжения и пересмотра условий договора. То есть если арендатор нарушает условия договора, к примеру, не вносит арендную плату, у собственника земли остаются все возможности для его расторжения.

Мы изучили и европейскую практику. Оказалось, что во многих странах Европы (Австрии, Бельгии, Франции, Португалии и др.) минимальный срок аренды земли установлен на законодательном уровне. К примеру, в Италии он составляет 15 лет, в Бельгии и Франции — 9. Нашими вполне предсказуемыми оппонентами выступят чиновники. Будет много неправды, перекручивания информации и страшилок. Их цель одна: не дать провести реформу.

Тем не менее, на нашей стороне правда и дефицит бюджета. Согласно постановлению Кабмина, предельная численность сотрудников Госземагентства составляет более 11 000 человек. По нашeму мнению, предлагаемая реформа позволит уменьшить количество чиновников и сократить расходы госбюджета на данный орган, составляющие более 500 млн грн в год. О коррупционных доходах промолчу: пусть ими занимается прокуратура.

Владимир Макар для Liga.net

Post Navigation